Войти

Безопасность

О переводах без добровольного согласия клиентов (161‐ФЗ)

Почему Банк приостановил мой перевод по 161‐ФЗ?

В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161‐ФЗ «О национальной платежной системе» Банк при проведении переводов, в том числе с использованием банковских карт и СБП, обязан осуществлять проверку наличия признаков осуществления перевода без добровольного согласия клиента.

Если информация о получателе перевода находится в базе данных Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода без добровольного согласия клиента», перевод будет отменён или приостановлен на два дня, при этом у отправителя будет возможность не позднее одного рабочего дня, следующего за днём приостановления перевода подтвердить операцию или в случае отказа в переводе, совершить повторную операцию. Ускорить перевод нельзя, так как данный срок установлен законом.

В случае отмены или приостановлении перевода Банк проинформирует об этом клиента (SMS‐сообщение, уведомление по системе дистанционного банковского обслуживания и т.д.).

Что такое перевод без добровольного согласия клиента?

Под переводом без добровольного согласия клиента понимаются подозрительные операции с признаками возможного мошенничества. Банк России выделил основные признаки подозрительных операций, на которые банки должны обратить повышенное внимание при проверке платежей: например, если характер операции нетипичный для клиента или реквизиты платежа совпадают с информацией, содержащейся в базе данных Банка России о случаях и попытках осуществления перевода без добровольного согласия клиента.

О какой базе данных идёт речь?

Банк России ведёт базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». В этой базе данных собраны реквизиты лиц, которые могут быть связаны с мошеннической деятельностью. Она формируется на основе сведений, полученных от банков и других операторов платёжных систем, которые по закону обязаны противодействовать переводам, осуществляющимся без согласия клиента, как правило, под воздействием злоумышленников. Поэтому информацию обо всех случаях и (или) попытках перевода денежных средств, по которым клиенты заявили своё несогласие с их совершением, банки и другие операторы платёжных систем передают в Банк России. Кроме того, в базу данных Банка России могут поступать сведения от МВД России по лицам, на которых было написано заявление об операции без добровольного согласия.

Как разблокировать перевод?

Если Вы уверены, что хотите осуществить перевод, после получения уведомления о приостановлении или отмене перевода, необходимо:

  • в срок не позднее одного дня, следующего за днём приостановления операции, предоставить Банку подтверждение данной операции — дождаться звонка из Банка (или позвонить самостоятельно) и подтвердить, что данная операция не является операцией без Вашего добровольного согласия,

  • совершить повторную операцию по тем же реквизитам и на ту же сумму.

В случае, если реквизиты перевода содержат информацию из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия, такой перевод будет приостановлен на 2 дня или отказан, даже после подтверждения перевода или совершения повторной операции. Данный срок называется «периодом охлаждения» и дается клиенту на случай, если перевод совершается под влиянием мошенников. Если в течение 2 дней после подтверждения и совершения повторной операции клиент не отказался от перевода, Банк исполняет перевод (операцию) при отсутствии иных установленных законодательством ограничений.

Почему заблокировали мою карту и онлайн‐банк?

Если сведения о Вас или Вашей организации попали в базу данных Банка России, то банки и другие участники информационного обмена с регулятором вправе приостановить использование Вашего электронного средства платежа (платёжные карты, онлайн‐банкинг и др.) до тех пор, пока информация не будет исключена из этой базы. В случае, когда сведения поступили в базу данных регулятора от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа является обязательной.

При этом человек, информация о котором содержится в базе данных Банка России, может воспользоваться денежными средствами и совершить любые банковские операции, но для этого ему необходимо обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность.