Сегодня Банк SIAB — одна из самых высокотехнологичных финансовых организаций на розничном рынке в Северо-Западном регионе и во всей России. Выстраивая отношения со своими клиентами в соответствии с их потребностями, банк предлагает простые, понятные и эффективные продукты. Об инновациях в сфере розничного бизнеса, о преимуществах предоплаченных карт и других карточных продуктах рассказывает Президент-Председатель Правления Банка SIAB Галина Ванчикова.
— По итогам прошедшего года, можно сказать, что офисные сети банков развиваются по всей территории России. С чем связан этот процесс, на Ваш взгляд?
— Процесс вполне логичный. Многие банки стараются усилить позиции в розничном бизнесе, так как он более перспективен: и в развитии финансовой составляющей, и с точки зрения имиджа — повышения узнаваемости бренда.
При этом розничный рынок не насыщен: спрос еще превышает предложение. А успех того или иного банка преимущественно зависит от того, что банк может предложить своему клиенту: имеют значение продуктовая линейка, своевременность продукта, выгодные услуги. Здесь выигрывает более динамичный банк, предлагающий наиболее актуальные решения.
— Но клиенты бывают разные — можно ли угодить всем?
— Мы строим свои отношения с клиентами в зависимости от их потребностей. Конечно, клиент бывает разный: кому-то удобно пользоваться услугами дистанционно, кто-то больше привык к личному общению. Кроме того, иногда человек не до конца понимает, какой конкретно продукт больше всего подходит его потребностям и наиболее выгоден по условиям. Поэтому мы развиваем все направления розничного бизнеса: формируем сеть офисов шаговой доступности и в то же время — развиваем полноценное интернет-обслуживание. Все это исходя из нашей идеологии банка практичных решений.
— Какой формат банковского подразделения кажется Вам наиболее работоспособным и эффективным?
— Все зависит от продуктовой линейки и стратегии работы Банка со своими расходами. Что касается нашей розничной сети, то мы выбрали создание широкой сети офисов в формате «Экспресс». Такая концепция развития полностью оправдывает себя и соответствует стратегии развития Банка SIAB, которая фокусируется на высокотехнологичности и на прагматичных инновациях. Приоритет отдается розничным банковским продуктам и услугам на базе пластиковых карт. Но, как я уже говорила, мы не забываем о развитии всех возможных направлений.
— Какова стратегия Банка SIAB в сфере розничных услуг на ближайшее будущее?
— Основное направление розничного бизнеса банка — это развитие карточных продуктов, как классических, так и инновационных. Будем предлагать клиентам новые услуги на основе банковских карт, повышать уровень обслуживания. В 2013 год у специалисты банка прогнозируют значительный рост розничного кредитного портфеля. Также в ближайшие годы в розничном направлении мы планируем внедрять и развивать бесконтактные способы оплаты PayPass и NFС на своих картах, совершенствовать дистанционные сервисы — интернет-банкинг и мобильный банк, сервисы электронной коммерции.
— Банк SIAB первый и пока единственный создал и реализовал карту cash back в режиме онлайн. Что собой представляет эта Карта?
— Как Вы правильно отметили, нам действительно удалось реализовать cash back в режиме реального времени, а не в конце месяца или квартала. При оплате счета в ресторане, различных покупках, в том числе в интернете, часть потраченных денежных средств возвращается мгновенно. И клиент это видит: ему приходит SMS-сообщение. Это очень удобно. Кроме того, важное преимущество карты заключается в том, что возврат происходит реальными деньгами, а не бонусами или милями, причем максимальный возврат — по значимым продуктовым категориям, а такие покупки все мы делаем каждый день. И это еще не все плюсы.
— Что Вы можете сказать о развитии рынка предоплаченных карт в России. В чем заключается преимущество предоплаченной банковской карты для потребителя?
— Российский рынок предоплаченных карт сейчас развивается в соответствии с мировыми трендами. В 2012 году исследования, инициированные платежными системами, показали, что к 2017 году Россия по оборотам по предоплаченным картам войдет в первую тройку Европы. И это не случайно, ведь у предоплаченных карт есть ряд значительных преимуществ. Во-первых, чтобы пользоваться такой картой, не нужно открывать счет; во-вторых, покупка Карты производится мгновенно и без предъявления документов, а в-третьих — Карта позволяет клиенту сохранить свои платежи конфиденциальными.
Если говорить о подарочной карте Банка SIAB «Идеальный подарок», то она также обладает всеми традиционными преимуществами банковской карты MasterCard, но при этом не является именной, а значит — не требует заполнения анкет и бланков, что экономит время при ее покупке. Значимым отличием является то, что цена карты равна ее номиналу — нет комиссий за оформление, стоит она ровно столько, сколько средств находится на карте.
— Как быстро внедряются новшества для клиентов Вашего банка? Каковы гарантии эффективности новых продуктов?
— В этом смысле у нас есть очевидные преимущества! Дело в том, что Банк SIAB — один из немногих в Петербурге имеет собственный процессинговый центр. Это позволяет реализовывать инновационные продукты в пилотном, экспериментальном режиме и запускать их в массовое производство по результатам этих тестов. Без собственного процессинга это сделать крайне сложно. А благодаря такой возможности, мы можем создавать максимально продуманные практичные решения, основанные на реальных потребностях клиентов. Вообще создание оптимальных решений для наших клиентов — это непрерывный процесс. Конечно, мы используем мировой опыт, но создавая новые продукты, учитываем особенности наших клиентов. Надо сказать, что розничный рынок самый динамичный в банковском секторе, и чтобы сохранить лидирующие позиции, нужно быть в тренде, а значит — постоянно совершенствоваться.
— Как Вы оцениваете развитие розничного банковского бизнеса в нашей стране? Каковы, на Ваш взгляд, его перспективы?
— Россия выбрала общее направление развития розничного банковского бизнеса — последовательное движение по пути Европы и США с учетом особенностей российского рынка. Запаздывание обычно составляет от года до нескольких лет. Этот лаг зависит от общего благосостояния и возможности внедрения тех или иных продуктов, услуг или инструментов. На сегодняшний день процент пользования картами в нашей стране составляет примерно 20-45% населения, в зависимости от региона. Пять лет назад в России были преимущественно зарплатные проекты, сейчас же розничный банковский сектор изменился до неузнаваемости, и такие же динамичные изменения грядут в будущем. В ближайшие годы, вероятнее всего, будет сохраняться выбранный вектор развития по западному типу, учитывая, конечно, особенности российского рынка. Будут развиваться продукты на основе технологии PayPass и NFС — бесконтактные способы оплаты: на сегодняшний день есть все предпосылки для развития этого направления. Перспективы у этого направления огромные! Мы считаем, что развитие карточных продуктов — это ближайшее будущее розничного рынка России.
— Какие можно дать прогнозы по кредитованию физических лиц?
— Мы вошли в 2013 год с наследством предварительного бурного роста этого сектора на протяжении четырех-пяти лет. За это время появилось большое количество финансовых институтов, кредитующих физических лиц, не все из которых присутствуют в списках кредитных бюро. Это повлекло за собой увеличение кредитной нагрузки на клиентов и повысило кредитные риски для банков. Такое пренебрежение рисками повлекло за собой рост неподтвержденной кредитной массы. И ЦБ сделал логичный шаг в направлении изменения системы резервирования, что возможно приведет к перераспределению кредитных объемов: от малых и средних банков в сторону крупных игроков розничного рынка, что должно нивелировать риски. В целом, 2013 год, скорее всего, будет иметь общий объем выданных кредитов ниже, чем в 2012-ом.
— Как повлияет на развитие рынка расчетных инструментов новый закон «О национальной платежной системе»?
— Закон направлен на стимулирование развития безналичных платежей, что повлечет за собой развитие технологий расчетов: переход на бесконтактные способы оплаты, развитие интернет-расчетов.
— Что станет следующим шагом в развитии банковских услуг?
— Следующий шаг — это слияние банковских услуг и продуктов с сектором мобильной связи. Большинство современных смартфонов предполагает реализацию финансового механизма, сочетающего мобильные приложения и банковские технологии. Этот рынок еще ненасыщен. Но все же ближайшее событие в розничном банковском секторе — массовое появление технологии бесконтактной оплаты в крупных торговых сетях. Но все это возможно, если экономика в целом благополучна и стабильна.
Справка о Банке:
Банк SIAB основан в 1995 году.
Индивидуальный рейтинг кредитоспособности «А-» (высокая кредитоспособность, третий уровень).
Банк работает с юридическими и физическими лицами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и предоставляет полный спектр банковских услуг. Банк SIAB предлагает широкую линейку вкладов и карточных продуктов: дебетовых, карт с кредитным лимитом, предоплаченных и кобрендинговых, а также максимально возможную на данный момент линейку дистанционных сервисов (интернет банк/мобильный банк).
В Банке SIAB реализованы уникальные сервисы обработки информации, позволяющие клиенту свести потерю времени к минимуму, сделать общение с банком простым и понятным.
Данный материал был опубликован:
Деловой Петербург №31 от 27.02.2013
"Банки и Финансы"